|
Сложная ситуация при оформлении наследства
| |
fasd | Дата: Четверг, 20.05.2010, 12:32 | Сообщение # 1 |
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Доброго времени суток! Нужен совет разбирающихся людей. Для начала "обрисую" всю ситуацию. В 2004 году умирает наследодатель, на момент открытия наследства имущества фактически не было и соответственно ничего не оформлялось. В 2009 году узнали о том что осуществляется компенсация по вкладам граждан, проверив наличие у наследодателя счетов в сбере узнали что положена компенсация. В судебном порядке установили факт принятия наследства. В феврале 2010 получили судебное решение, оформили компенсацию. Далее стало известно что у наследодателя имелась в собственности земля в виде земельной доли (земли сельхозназначения). В процессе оформления документов на земельную долю выяснилось что земельная доля в марте 2009 года была по иску администрации сельского поселения отчуждена в пользу сельского поселения по мотиву того что земля не использовалась собственником в течении 3-х и более лет. Срок подачи кассационной жалобы давным давно прошел. Нотариус в выдаче свидетельства о праве на земельную долю разумеется отказывает, по причине того что имущество уже не принадлежит наследодателю и все вопросы отправляет решать в суд. Были в суде, пока ничего толком выяснить не удалось - на данный момент добиваемся разрешения на ознакомление с материалами дела по которому земельная доля была отчуждена сельскому поселению. Что можно сделать в данной ситуации? "дарить" землю сельскому поселению как то не хочется, но в тоже время не совсем понятно что можно предпринять... пока что никто ничего конкретного сказать не может
|
|
| |
ольга | Дата: Четверг, 20.05.2010, 15:22 | Сообщение # 2 |
Группа: Удаленные
| Для обжалования судебного постановления необходимо обратиться в суд первой инстанции, рассматривавший дело , с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы. В качестве уважительности причин для такого восстановления можете ссылаться на следующие обстоятельства: не знали о наличии наследственного имущества в виде земельной доли и о факте рассмотрения в суде дела, затрагивающего Ваши интересы.
|
|
| |
fasd | Дата: Четверг, 20.05.2010, 15:37 | Сообщение # 3 |
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Ольга, на ваш взгляд этих причин будет достаточно? Просто в судебной практике ситуация не совсем однозначная с причинами послужившими основаниями для пропуска. Судья районного суда рассматривавшего это дело выдвинула предположение о том что мол "на вашем месте я бы подумала над тем что бы возобновить рассмотрение дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но мы часто отказываем в этом".
Сообщение отредактировал fasd - Четверг, 20.05.2010, 15:41 |
|
| |
ольга | Дата: Четверг, 20.05.2010, 16:05 | Сообщение # 4 |
Группа: Удаленные
| К субъектам, обладающим правом подачи заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, отнесены лица, участвующие в деле, стороны и прокурор. Насколько я поняла, в данном случае, Вы к участию в деле привлечены не были, соответственно, не можете инициировать заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам. Поэтому полагаю, что нужно обжаловать решение в порядке надзора. Правом подачи надзорной жалобы обладают не только лица, участвующие в деле, но и иные лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением.
Сообщение отредактировал ольга - Четверг, 20.05.2010, 16:08 |
|
| |
ольга | Дата: Четверг, 20.05.2010, 16:09 | Сообщение # 5 |
Группа: Удаленные
| Quote (ольга) Просто в судебной практике ситуация не совсем однозначная с причинами послужившими основаниями для пропуска. Да, действительно , Верховный суд разъяснил, что «данный срок может быть восстановлен в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и иные, относящиеся к личности заявителя обстоятельства и тд). Хотя в практике был случай, когда судом срок был восстановлен исходя их наличия у заявителя конституционного прав на судебную защиту.
|
|
| |
fasd | Дата: Пятница, 21.05.2010, 07:55 | Сообщение # 6 |
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Имеет ли смысл проверять были попытки розыска собственника или потенциальных наследников со стороны суда или администрации сельского поселения, а также были ли публикации в районной газете относительно данной процедуры?
|
|
| |
Sova_dm | Дата: Пятница, 21.05.2010, 08:47 | Сообщение # 7 |
Группа: Члены палаты
Сообщений: 591
Статус: Offline
| Quote (ольга) Хотя в практике был случай, когда судом срок был восстановлен исходя их наличия у заявителя конституционного прав на судебную защиту. И даже не один случай. Ольга, надо поискать - что-то по этому поводу КС гласил
Нет
|
|
| |
ольга | Дата: Вторник, 25.05.2010, 08:44 | Сообщение # 8 |
Группа: Удаленные
| Вот совершенно свеженькое Постановление КС РФ от 21 апреля 2010 года " О проверке констиуционности положений части певрой статьи 43,части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 ГПК РФ" . Позиция Суда :" Конституционное право на судебную защиту - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод. Рассмотрение дела без участия лиц, о правах и об обязанностях которых принято решение, искажает саму суть правосудия и требует эффективных средств судебной защиты.."
Сообщение отредактировал ольга - Вторник, 25.05.2010, 08:45 |
|
| |
fasd | Дата: Четверг, 08.07.2010, 13:32 | Сообщение # 9 |
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Удалось добиться рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но теперь не понятно на что ссылаться что бы "выиграть дело" и оставить земельную долю за собой. При обращении за консультацией к адвокатам четких ответов нет, ссылаются на то что с такими ситуациями не сталкивались. На всякий случай прикладываю исковое заявление от администрации поселения и вынесенное судебное решение которое будет пересматриваться Добавлено (08.07.2010, 13:31) --------------------------------------------- Исковое заявление О признании права собственности на земельный участок В пределах границ Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области располагается земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принадлежащий на праве общей долевой собственности группе граждан - ответчикам. Данные граждане не распоряжались своими долями в праве общей собственности в течение трех и более лет: не заключали договор аренды, не используют землю по назначению самостоятельно. В связи с этим, с целью сохранения особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, на основании абзацев первого-пятого пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Советом Новосельского сельского поселения и общим собранием участников долевой соответствующий земельный участок были приняты необходимые решения направленные на выделение в счет невостребованных земельных долей в праве долевой собственности на данный участок отдельного земельного участка. В связи с изложенным и в соответствии с абзацем шестым пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», абзацем вторым статьи 12 ГК РФ, статьями 131,132 ГПК РФ ПРОШУ: Признать за Новосельским сельским поселением Кормиловского муниципального района Омской области право собственности па земельный участок с кадастровым номером 55:09:070501:139 площадью 546739+6470 кв.м, расположенный примерно в 0.5 км от с. Новоселье, Новосельского сельского поселения, Кормиловского муниципального района, Омской области по направлению на северо-восток. Приложение: 1 .Копия свидетельства о регистрации па должность главы Новосельского сельского поселения. 2.Копия публикации извещения в газете «НИВА» № 19 (8370) 12 марта 2008 года 3.Справки о регистрации ответчиков. 4.Копия выписки из государственного земельного кадастра. 5.Решение Совета Новосельского сельского поселения № 21-В от 27.06.2008 года, 6.Копия Постановления № 49 от 23.09.2008 года администрации Новосельского сельского поселения. 7.Справка об обращении граждан с возражением о выделении участка 8.Копия списка лиц имеющих право па бесплатный земельный пай. 9.Копия публикации извещения о месте положения земельных участков в газете «Нива» №76(8427) 1 октября 2008 года Ю.Копия выписки из протокола № 2 колхоза им. 21 съезда КПСС от 20.06.1 992 I года Добавлено (08.07.2010, 13:32) --------------------------------------------- РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 марта 2009 г. р.п. Кормиловка Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бандур Г.В. при секретаре Кобец В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области к Баке Василию Ефимовичу, Балко Алексею Авдеевичу, Боевой Татьяне Константиновне и Василенко Алексею Ивановичу о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:09:070501:139, расположенный примерно в 0,5 км. от с. Новоселья Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по направлению на северо-восток, УСТАНОВИЛ: Глава Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области обратился в суд с иском о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером номером 55:09:070501:139, расположенный примерно в 0,5 км. от с. Новоселья Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по направлению на северо-восток. В судебном заседании представитель истца, глава Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области Коваль АН, исковое требование поддержал полностью, суду пояснил, что в 1994 году была проведена приватизация земель сельскохозяйственного назначения в границах АО «Новосельское» Кормиловского района Омской области на основании постановления главы администрации Кормиловского района от 17 мая 1994 года № 153-п. Ответчики в течение более 3-х лет земельными долями не распоряжались и не распоряжаются ими в настоящее время, не заключали договоров аренды, не используют землю по назначению, в натуре не выделяли. Администрация сельского поселения провела проверку и составила списки собственников невостребованных долей, которые были опубликованы в газете «Нива» от 12.03.2008 года. По истечении 90 дней с момента опубликования и до настоящего времени, никто из ответчиков о своих правах на земельные доли не заявил. 01.10.2008 г. в газете «Нива» было опубликовано извещение администрации сельского поселения о выделении на местности в счет невостребованных земельных долей 11 участков. Указанный участок был выделен в натуре и поставлен на кадастровый учет. На момент приватизации земель сельскохозяйственного назначения ответчики проживали на территории Новосельского сельского поселения, в связи с чем им и были предоставлены земельные доли. Все перечисленные ответчики в настоящее время на территории Новосельского сельского поселения не проживают и на регистрационном учете не состоят, место жительства их неизвестно. Наличие невостребованных земельных долей затрудняет оборот земель сельскохозяйственного назначения и пополнение доходной части местного бюджета. С целью сохранения особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, на основании п. 5 ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п. 2 ст. 18 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», ч. 1 ст. 8 и ст. 12 ГК РФ просил признать за Новосельским сельским поселением Кормиловского муниципального района Омской области право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:09:070501:139, площадью 546739+6470 кв.м., расположенный примерно в 0,5 км. от с. Новоселья Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по направлению на северо-восток. Поскольку место жительства ответчиков неизвестно, им был назначен представителем адвокат из числа адвокатов филиала № 26 Омской областной коллегии адвокатов, который будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в назначенное время в суд не явился, о причинах неявки не уведомил. Третьи лица: администрация Кормиловского муниципального района Омской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Представитель администрации Кормиловского муниципального района Омской области Дудина Т. Г. просила рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации района. Выслушав представителя истца, проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает, что требование истца обоснованно и подлежит удовлетворению полностью по Следующим основаниям. Судом установлено, что на основании постановления главы администрации Кормиловского района № 153-п от 17.05.1994 г. ответчикам были предоставлены в собственность земельные доли из земель АО «Новосельское». Ответчики не распоряжались ими в течение более трех лет с момента приобретения прав на земельную долю, в связи с чем истцом 12.03.2008 г. было опубликовано сообщение о невостребованных долях в газете «Нива» Кормиловского района Омской области. В течение установленных девяноста дней со дня опубликования сообщения ответчики не заявили о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, о чем свидетельствует справка заместителя главы Новосельского сельского поселения № 280 от 04.03.2009 г. Совет Новосельского сельского поселения 27.06.2008 г. принял решение № 21-В об образовании земельного участка в счет невостребованных земельных долей ответчиков. 23.09.2008 г. глава Новосельского сельского поселения своим постановление № 49 от 23.09.2008 г. утвердил проектные границы и площади земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.01.2009 г. № 5509/201/09-208 выделенному земельному участку, площадью 546739+6470 кв.м., был присвоен кадастровый номер 55:09:070501:139. Площадь выделенного участка соответствует 4 невостребованным земельным долям. Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей с 19.02.2007 по 16.05.2008 г.) земельные участки, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества, если собственники невостребованных земельных долей в течение девяноста дней со дня опубликования сообщения о невостребованных земельных долях не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка; в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на этот земельный участок. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» сельское поселение принимает решение об образовании земельного участка за счет выделения земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), если иное не предусмотрено федеральным законом; сельское поселение вправе направить в суд заявление о признании права собственности сельского поселения на указанный участок, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 236 ПС РФ определено право гражданина на отказ от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. По смыслу приведенных норм в их системном единстве нераспоряжение собственником земельной долей в установленный федеральным законом срок определенно свидетельствует о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, то есть таким образом собственник отказывается от права собственности. Норма ч. 2 ст. 53 ЗК РФ предусматривает, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Характер заявляемого требования (признание права собственности) и наличие собственников земельных долей свидетельствуют о возникновении имущественного спора между муниципальным образованием и собственниками долей. В силу требований ч. 3 ст. 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. Требование истца о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок не может быть рассмотрено в порядке, определенном гл. 33 ГПК РФ, а должно рассматриваться в порядке искового производства, поскольку присутствует спор о праве. Нормы о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь применяются только в случае, если недвижимая вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако, в соответствии сп. 7 постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» единственным документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. Согласно п. 17 указанного постановления непредставление письменного заявления собственника об отказе от права собственности является основанием для отказа в принятии на учет объекта недвижимого имущества. Положения ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат ограничения в возможности признания права муниципальной собственности на земельный участок, образованный в счет выделения невостребованных земельных долей, в случае отсутствия заявлений собственников этих долей об отказе от права собственности на земельные доли. Поэтому положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ в данном случае применению не подлежат, поскольку непосредственному применению подлежат нормы Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», определяющие правомочия органов местного самоуправления в отношении невостребованных земельных долей, как специальные по отношению к нормам ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Иное делает невозможным реализацию права сельского поселения на направление в суд заявления о признании права собственности сельского поселения на указанный участок. Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков (п.1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог и др. Наличие невостребованных земельных долей нарушает права и интересы Новосельского селького поселения: на пополнение доходной части бюджета за счет поступлений от уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога; по сохранению целевого использования земель сельскохозяйственного назначения; препятствует обороту земель сельскохозяйственного назначения, а также начислению и уплате соответствующих налогов. Указанные нарушения прав и интересов Новосельского сельского поселения подлежат устранению путем признания права муниципальной собственности на указанный земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей. Таким образом, истец правомерно и обоснованно обратился в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей, на основании ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ч. 2 ст. 18 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», ч. 1 ст. 8 и ст. 12 ГК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 18 Закона Омской области от 08.02.2006 г. № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области», ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ч. 1 ст. 8 и ст.ст. 12, 236 ГК РФ, ст. 53 ЗК РФ, ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск администрации Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:09:070501:139, площадью 546739+6470 кв.м., расположенный примерно в 0,5 км. от с. Новоселья Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по направлению на северо-восток, удовлетворить полностью. Признать за Новосельским сельским поселением Кормиловского муниципального района Омской области право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:09:070501:139, площадью 546739+6470 кв.м., расположенный примерно в 0,5 км. от с. Новоселья Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по направлению на северо-восток.
|
|
| |
|
| © Нотариальная палата Волгоградской области, 2009 - 2023 |
| Главная | Отдел правовой помощи | Администратор | О сайте |
|