Официальный сайт нотариального сообщества Волгоградской области
 
 
 400005, г. Волгоград, ул. Пражская, 1, тел.: 23-34-19, e-mail: palata@as.ru

Приветствуем Вас,  Гость 

     
 

Меню сайта

Разделы новостей
Новости НПВО
Другие новости
Новости "Феоны"

Опрос НП
Оцените качество работы нотариусов Волгоградской области
Всего ответов: 2163

Главная » 2018 » Ноябрь » 8 » «Я пропагандист нотариата, нотариат – это интересно и динамично!»
«Я пропагандист нотариата, нотариат – это интересно и динамично!»
09:09

Здравствуйте, наша встреча посвящена молодому поколению, которые в будущем могут прийти в нотариат.

Насколько сегодня хорошо учатся студенты? Как изменился для них учебный процесс?

Они учатся нормально, но по-другому.  Ещё несколько лет назад не было интернета, смартфонов, телефон сотовый был роскошью. Студентам приходилось искать информацию: идти в библиотеку, конспектировать, следить за изменениями законодательства, по крупицам собирать информацию, ни «Гаранта» тебе, ни «Консультанта... Теперь достаточно нажать на кнопочку, чтобы получить информацию. Если раньше студенты искали информацию по содержанию, теперь они заняты техническим поиском. Их главная задача правильно сформулировать вопрос,  чтобы компьютер выдал правильную информацию.

Получается уровень подготовки падает?

Вовсе нет, мозг решает задачу, но не содержанием, а формой. Сейчас нужно детей научить уметь находить правильную информацию в этих условиях. Если раньше её не было и количество найденной информации, пусть минимальной, говорило уже об уровне твоей подготовки. Сейчас объём информации огромный, и ты должен понять, какая информация тебе нужна, а какая нет. Сейчас больше аналитики требуется. Нельзя говорить, что они  плохие, они просто другие… С ними по-другому нужно разговаривать, преподносить информацию, давать другие задания… Не такие, чтобы по первой ссылке находился ответ, их нужно мотивировать и заставлять работать.

Получается учебный и образовательный процесс полностью поменялся? В чём конкретно?

Да, поменялся. Приходиться работать в современных условиях: делать индивидуальные задания, ответы на которые не так просто найти в интернете. Лично я многое беру из нотариальной практики, ситуацию использую в качестве задачи и выношу на обсуждение. И уже в дискуссии пытаемся найти выход.

Я за то, чтобы говорить о новом поколении, как о другом. Сегодня их  знания оценивают методом ЕГЭ и нашему поколению это непонятно. Мы не привыкли – нам нужно пообщаться, посмотреть в глаза друг другу, а они привыкли - это поколение ЕГЭ, им нужно галочки ставить…

Татьяна Чернигновская говорит, что это путь в никуда, к парнокопытным….

Мы этого не изменим, если в школе их не научили учиться, то отношение  в ВУЗе не меняется. С советским времён сложилось – зачем учиться, придёшь на практику, освоишь… Получается ещё родители закладывают эту программу, когда говорят, главное, получить диплом, а там сориентируешься… Тяжело ребёнку объяснить что на практике ничего нового толкового не получишь, если сейчас не выучишь, особенно в праве.

Сейчас в отличие от поколения тех же 80-х приходят в ВУЗ  конкретно за профессией…

Года два назад из названия высших учебных заведений, убрали слово «профессиональный». Это значит, мы профессию не даём, мы даём высшее образование, определённый уровень знаний, а профессию дают в средних образовательных учреждениях или на специальных курсах…

Конечно, у нас есть два направления: теоретическое и прикладное. 50% занимает теория, а практика больше зависит от преподавателя, его заинтересованности в образовании студента, тогда он будет давать практику и всё остальное... Хотя он может просто дать теоретический материал и всё.

У нас при ВУЗе есть юридическая клиника, где студенты могут пробовать себя на практике давать юридические консультации. Эту работу в клинике засчитывают как практику. Кого-то этот процесс увлекает, кого-то нет.

Но иногда я вижу такую ситуацию, когда родители принуждают учиться – «мы платим, ты учишься» и тут мотивация в обучении у ребёнка самая низкая.

У детей, которые поступают или поступили  на юридический факультет, есть понимание, какую они выберут специализацию, например, нотариуса?

Нет, неизвестно. В приоритете судьи,  адвокаты, прокуроры, именно в такой последовательности, потому что именно им посвящено больше всего публикаций, передач, да, некоторые знают об юристах компаний, нотариусах… Но нотариат, надо сказать откровенно, и в наше советское время был последней инстанцией, туда шли, если никуда не попадали по распределению или если хотелось вернуться домой… Тогда имидж нотариуса был очень специфический: работника в окошке, заваленного с головы до ног  бумагами.

Сегодня ситуация кардинально меняется, вокруг много информации о нотариусах – передачи, сюжеты на ТВ, публикации в газетах, но всё равно, как показывает опрос – многие из студентов 3-го курса не готовы пойти в нотариат и причин тут несколько. По результатам одного из опросов, который я провела среди студентов 3-го курса: 30% не готовы идти в нотариат, потому что считают, что это закрытая корпоративная система, 30% думают, что нотариат, это очень скучная, монотонная работа, 10% уверены, что это дико ответственно, по этой причине опасаются идти в нотариусы, остальные готовы, но переживают, что станут нотариусами очень не скоро.

Получается, боятся ответственности?

Нет, не боятся, просто сейчас в силу своего возраста не готовы. Я проводила исследование, в котором приняли участие 78 студентов 3 курса юридического факультета, из них 40 юношей и 38 девушек.

По его итогам оказалось, что нотариус, вызывающий доверие, должен быть: высококвалифицированным специалистом, обладающим специальными знаниями, в том числе, в области психологии.

Он видится спокойным и уравновешенным, имеющим грамотную, хорошо поставленную речь, пунктуальным, имеющим опрятный внешний вид. Сотрудники нотариальной конторы, составляющие непосредственное окружение нотариуса, должны быть также высококвалифицированными специалистами, вежливыми и хорошо организованными. Удобное месторасположение нотариальной конторы, уютная рабочая обстановка и четкая организация работы дополняют список имиджеобразующих качеств нотариуса, вызывающих доверие потенциальных клиентов.

А это определённая планка, вот поэтому и не готовы.

Когда студенты выбирают специализацию?

Раньше это было на 3-м курсе: гражданско-правовая, уголовно-правовая, государственно-правовая. Считалось что те, кто шли на гражданско-правовой хотели стать просто юристами, те, кто на уголовно-правовой – прокурорами, следователями, в государственно-правовую шли за профессией чиновника. Судьи не рассматривались в качестве направления, потому что считалось, что с любой специализацией можно попасть в судьи.

Сейчас ввели бакалавриат, у которого нет специализации вообще. То есть общие знания, как раньше в Саратовской академии, но там были профильные факультеты. По моему мнению, специализация обязательно нужна. Поэтому сейчас после бакалавриата в 90% случаев выпускники идут в магистратуру. В итоге после 4-х лет бакалавриата учатся ещё 2 года  в магистратуре. Сегодня, чтобы выйти из ВУЗа со специализацией нужно отучиться 6 лет. Многие, как прокуратура, адвокатура и другие, отдают предпочтение именно выпускникам с магистратурой. Да, такая тенденция есть! Получается, магистратура приобрела некий прикладной характер.

Продолжительность обучения увеличилась, соответственно и работать начинают позже. Понимают ли студенты, что путь в нотариусы очень долгий?

Многих это сбивает с толку. У нас в нотариате путь такой - бакалавриат, стажировка, экзамен, работа в конторе и назначение, которое вообще невозможно прогнозировать. Большой период.  Хотя если сравнивать с другими странами, например, возьмём нотариат той же Франции, у них есть практический путь, есть университетский, но и то, и другое занимает также значительную часть времени.

Сейчас установлена новая оценка кандидатов на конкурсе – баллы выставляют за каждый год работы, участие в научно-практических мероприятиях разного масштаба. Придут 2 кандидата на экзамен - выпускник и работник конторы с десятилетним стажем, выберут скорее всего второго… Но этот опыт ещё нужно заработать.

Мне иногда кажется, что нотариусом сейчас сложнее стать, чем судьёй. Может, со мной не согласятся, ведь и там очень много требований: курсы после назначения, колоссальная нагрузка, ответственность... Однако за действия судей отвечает государство, а нотариус отвечает сам за себя.

Получается, следующее поколение нотариусов на несколько лет позже приступят к работе и нотариусами станут уже ближе к 40 годам.

И это правильно, что касается нотариуса, доверяют человеку с опытом это без сомнения. Для многих нотариус в возрасте внушает особое доверие.

А новая балльная система Министерства Юстиции на квалификационном экзамене на должность нотариуса, получается, отсеивает совсем молодые кандидатуры. Не зря в Японии приходят на эту должность, когда уже выходят в отставку с должности судьи и других престижных юридических профессий.

Когда на юридическом факультете изучают нотариат?

На 1 курсе есть правоохранительные органы, где, в том числе преподают тему нотариата. И уже на 3-м курсе проходят полный курс нотариального права и после 3-го есть производственная практика и многие идут в конторы. Не буду скрывать, уже долгое время я пропагандист нотариата, я говорю, что нотариат – это интересно,  динамично, увлекательно… Они всегда удивляются моим рассказам об интересных масштабных мероприятиях в нотариате, что тут можно быть нотариусом, и при этом ещё заниматься наукой и творчеством.

Получается в нотариате сейчас интереснее всего. Сегодня пирамида престижа юридических профессий такая выстраивается: нотариус, судья, адвокат и только потом прокурор.

Престиж профессии  прокурора упал?

Нет, тут просто разная специфика работы. Нотариат более привлекателен в силу того, что он затрагивает частные интересы каждого из участников  гражданского оборота без исключения. Исторически нотариус всегда помогал людям в семейных, гражданских, наследственных делах.

Работа нотариуса сродни работе судьи. Только судья рассматривает конфликты, а нотариус их не допускает. Молодое поколение это осознаёт, поэтому не зря по опросам студентов 50% всё же желали бы работать в нотариате.

Почему же в этом году из 20 претендентов на стажировку  экзамен сдали только 5?

Это самоуверенность. Думали, что будет как на экзаменах в университете, а тут без телефонов, глаза в глаза, сложные тесты. Тут всё серьёзно, многие к этому не готовы.

А тестирование способно вычислить уровень знаний?

Смотря какое тестирование. В тестировании важно прочитать, переработать, понять вопрос, что именно спрашивается в тесте и дать правильный ответ. Работа колоссальная! При этом некоторые пытаются отвечать вообще на удачу. 

Бывает, что работник конторы, отличный делопроизводитель, который проработал в конторе более 10 лет, не сдаёт экзамен. Хороший практик - не всегда хороший теоретик, это тоже необходимо учитывать.

Получается, нависла угроза над нотариусами и помощниками, которые пойдут на экзамен при назначении на должность по конкурсу?

Угрозы никакой нет. Практика у них обширная. Однако новый тип квалификационного экзамена на должность нотариуса – тестирование, как мне представляется, больше подходит моим студентам, молодёжи - поколению ЕГЭ.

Не смотря на это, конкурс по новым правилам становится не субъективным, а реальным. 1 часть экзамена, тестирование, это не просто задачи, это конкретные правовые ситуации из практики. Тут оцениваются знания по теории и практике. И оно сможет раскрыть наиболее полно профессиональную подготовку претендента.

2 часть - рекомендация палаты, а 3 часть – это живое общение, которые позволяют сложить полную картину о претенденте.

То есть письменный экзамен не предполагает живую речь. У молодёжи есть проблемы с коммуникацией?

Да, есть. Мы заставляем наших студентов говорить, вовлекаем их в участие в конференциях, приобщаем к дискуссиям. Я лично стараюсь больше проводить устных опросов, запрещаю зачитывать подготовленный текст, только доклад.

Современный учебный процесс больше письменный?

Нет, он больше формализованный - много документов, тестов много, при этом требования к ним едины – 40 вопросов по 4 варианта ответов, а правильный ответ 1. Именно поэтому я уже не люблю тесты, когда 40% учебного процесса занимаю тесты – это уже не есть хорошо.

Как качественно изменятся со временем  наши юридические кадры?

У меня прогноз оптимистичный! Я не думаю, что они станут хуже, более того, они будут  более адаптированы под современные информационные реалии. Ну а опыт придётся нарабатывать и прежде всего опыт общения. Вот в этом наша основная задача – научить современную молодёжь коммуницировать. Потому что при всей своей информационной технологичности, нотариат подразумевает под собой, прежде всего  общение с людьми.

Беседовала Олеся Шкляр.

 

Категория: | Просмотров: 174 | Добавил: Press-Secretary

 
Вход
Логин:
Пароль:

Календарь новостей
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Полезные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| © Нотариальная палата Волгоградской области, 2009 - 2018 |