18:24 17/11/2010 Свод подготовленных изменений в Гражданский кодекс (ГК) РФ, опубликованный 13 ноября 2010 года на сайте Исследовательского центра частного права, немедленно вызвал целую серию дискуссий в юридическом сообществе страны. Обсуждения пока проходят по отраслевому принципу, внутри отдельных юридических корпораций. Первое консолидированное мнение о прочитанном появилось у отечественных нотариусов. Общий вывод: о чересчур сильном увеличении числа их полномочий в результате реформы гражданского законодательства пока говорить преждевременно. При этом идеологи преобразований, похоже, учли, что нотариус наконец должен стать правовым посредником между обществом и государством.
Мария Сазонова, президент Федеральной нотариальной палаты РФ Еще в процессе работы над концепцией развития гражданского законодательства эксперты Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства серьезно отнеслись к потенциалу нотариата. Можно сказать, что именно этим документом были определены основные направления реформы не только Гражданского кодекса (ГК) как такового, но и обращено пристальное внимание на те гражданско-правовые институты, которые подлежат первоочередному преобразованию. Предлагаемые разработчиками изменения носят разнообразный и во многих случаях принципиальный для нашей правовой системы характер. Реформа гражданского законодательства коснулась практически всех существенных институтов гражданского права – общих положений ГК РФ, законодательства о вещных правах, законодательства об обязательствах, о ценных бумагах и финансовых сделках, о международном частном праве и т.д. Уроки истории Учитывая одну из главных целей проводимой реформы гражданского законодательства – сближение положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского Союза - разработчики проекта не могли обойти стороной институт нотариата. В праве соответствующих европейских государств активное участие нотариуса в наше время является не столько данью традиции, выработанной в стародавние времена, сколько эффективным правовым средством для формирования стабильного и безопасного гражданского оборота. Наша страна за недолгое время своего демократического, рыночного существования пережила несколько этапов, связанных с ролью нотариуса в имущественном обороте. Вначале, при создании в 1993 году в России нотариата латинского типа, законодателем была частично заимствована европейская модель нотариата, при которой нотариус являлся активным участником гражданского оборота. Это выражалось в том, что часть серьезных сделок (например, сделки с недвижимостью) подлежала обязательному нотариальному удостоверению. Активно использовалась исполнительная надпись нотариуса в целях принудительного исполнения обязательств и т.д. Однако в определенный момент законодатель счел, что участие нотариата в гражданском обороте является своеобразным тормозом в развитии имущественных отношений – наверное, в силу дополнительных временных и финансовых затрат для граждан и организаций. Это привело к пересмотру ряда законодательных положений и частичному исключению нотариуса из гражданского оборота, с оставлением за ним в большей степени "простейших" нотариальных действий. Сейчас же все больше государственных и общественных деятелей высказывается за возвращение нотариата в имущественный оборот, и даже расширение его полномочий. Надо отметить, что речь здесь идет не только о более активном вовлечении нотариата в гражданский оборот. Реформа нотариального законодательства, которая в настоящее время идет параллельно с реформой гражданского законодательства, предполагает не столько расширение или сужение полномочий или возможностей для заработка нотариуса, сколько реализацию совершенно иного видения места и роли института нотариата в контексте всей отечественной правовой системы. В силу своей частно-публичной природы нотариат должен занять место правового посредника между обществом и государством, лицом, способствующим максимально полной реализации прав и законных интересов граждан и организаций, а также их защите. В связи с этим, важно не столько изменения отдельных полномочий нотариуса под эгидой абстрактных "дополнительных гарантий стабильности", сколько комплексная настройка основных элементов глобальной реформы российской правовой системы в целом и института нотариата в частности. Недвижимость и сделки Наиболее принципиальным изменением, предлагаемым проектом изменения ГК РФ, является дополнение, связанное с государственной регистрацией прав на имущество и, соответственно, нотариальным удостоверением сделок. В соответствии с проектом, государственная регистрация сделки обязательна только в случаях, установленных в законе. Напомню, что в действующей редакции ГК РФ указано, что сделки с землей и недвижимым имуществом подлежат обязательной государственной регистрации. В новой статье 81 ("Государственная регистрация прав на имущество"), в частности, установлено: если иное не предусмотрено законом, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. В первую очередь это положение относится к сделкам с недвижимостью, государственная регистрация прав на которую установлена статьей 131 ГК РФ. В эту статью также предлагается внести изменения, связанные, в том числе, и с перечнем прав, которые подлежат государственной регистрации. Это такие права как право собственности, право владения и пользования земельным участком, право застройки, сервитут, право личного пользовладения (узуфрукт), ипотека, право приобретения чужой недвижимой вещи, право вещных выдач, право оперативного управления. Ст. 132 кодекса дополнена новым пунктом 3, в котором специально установлено, что сделка с предприятием (как имущественным комплексом) должна быть нотариально удостоверена. Также в статье 81 проекта установлено, что если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр вносится по заявлению любой стороны через нотариуса. Это норма свидетельствует о том, что реформа нотариата носит действительно глобальный характер. Предполагается, что нотариус не просто будет удостоверять сделки с недвижимостью, но и осуществлять действия, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимость – то есть реализовывать свою новую функцию правового посредничества между обществом (гражданами и организациями) и государством (в лице регистрирующих органов). В соответствии с предлагаемой новой редакцией ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности ее содержания, а также наличия права стороны на ее совершение. Законность содержания сделки – это соответствие всех ее существенных условий требованиям норм гражданского законодательства. Проверка законности включает в себя: - право- и дееспособность сторон; - наличие необходимых полномочий представителей сторон сделки; - соблюдение формы договора; - наличие установленных законом существенных условий договора; - принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися владельцами имущества; - соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях; - отсутствие ограничений (обременений) прав лица, распоряжающегося недвижимостью, а в случае их наличия - указание этих условий в договоре. Эта норма признана прояснить цель и смысл нотариального удостоверения сделки, а также конкретизировать утверждения о дополнительных гарантиях стабильности и безопасности имущественного оборота.