Официальный сайт нотариального сообщества Волгоградской области
 
 
 400005, г. Волгоград, ул. Пражская, 1, тел.: 23-34-19, e-mail: palata@as.ru

Приветствуем Вас,  Гость 

     
 

Меню сайта

Разделы новостей
Нотариальные действия
Методические материалы
Всё о палате
Объявления

Опрос НП
Какому документу Вы доверяете больше?
Всего ответов: 2199

Главная » Статьи » Нотариат » Всё о палате [ Добавить статью ]

25 октября (7 ноября) - день святых нотариев.
25 октября (7 ноября) - день святых нотариев.
" В Византии во время правления Константина Мономаха заметно возрождается высшее образование. Так он «основал в 1045 г. Высшую Школу с двумя факультетами, юридическим и философским. Юридический помещался в Георгиевском монастыре в Манганах. Во главе стоял "Номофилакс"; первым был Иоанн Ксифилин, будущий патриарх (1064-1075). Изучали, вероятно, Пандекты, а, главным образом, Прохирон и Василики. Номофилакс был обязан знать оба языка и греческий, и латинский, быть сведущим в законах, преподавать даром. Праздником юристов был день святых нотариев, т.е. день памяти св. Маркиана и Мартирия нотариев, - 25-е октября» Кто же такие были эти святые нотарии и имеют ли они отношение к современным нотариусам?
Нотарий - особая категория церковных нотариусов, о которой подробнее будет рассказано чуть позже. Вот какое определение дает церковно-славянский словарь: " Нотарии были особые чиновные люди, состоящие на службе при храме св.Софии константинопольской, как кафедры константинопольских патриархов. Над составом класса нотариев был поставлен высший нотарий, как главный начальник сего класса. Главный нотарий должен был иметь бдительное наблюдение над тем, чтобы в гражданских судах были применяемы царские указы и законы о вопросах, касающиеся церковного имущества и церковного достояния. Младшие нотарии по таким делам вели текущую переписку".
Так же это одна из архаических форм слова "Нотариус", сохранявшаяся в [разговорном] русском языке до середины XIX в. Нотарии имели значение гораздо большее, нежели другие лица церковных должностей, например, таких как секретари и канцеляристы при епархиальном управлении, потому что обширная переписка между епископами велась тогда не собственноручно, а через нотариев; Поэтому епископ, получив письмо, диктовал ответ нотарию, откуда и явилась фраза: "Получив такое-то известие, я тотчас продиктовал свой ответ".
Нотарий, таким образом, являлся лицом весьма близким к епископу, почему многие выдающиеся церковные деятели начинали свое служение с нотариев, например, Афанасий Великий ... и др. Даже на вселенском соборе, (согласно данным, приведенным Болотовым Вайблстадиес bible stadies - русские страницы- библиотека-книги стр. 3 Htt \\biblestadies/ru.BOOKS\BOLOTO50.html) «нотарии играли значительную роль, ... посланные с документами или с вопросами о частном соглашении от одного епископа к другому, они должны были тотчас же на своей восковой дощечке записать ответ». Константинополе эта должность приобрела прочную славу благодаря мученической кончине Мартирия и Маркиана — нотариев Павла константинопольского, пострадавших при Македонии. День их Памяти, 25 октября, назывался "праздником св. нотариев" и праздновался весьма торжественно. Главным представителем торжества был великий хартофилакс. Должность хартофилакса была в Константинополе самой важной и почетной при Патриархе. Он со своим советом «заведовал всеми важнейшими административными делами и судопроизводством в патриаршей епархии. Наблюдая за всем делопроизводством при патриархе, хартофилакс давал разрешение на постройку церквей и монастырей; избирал и представлял к поставлению пресвитеров и дьяконов; наблюдал за верой, благочестием и нравами не только клира, но и мирян; заведовал брачными делами; разрешал различные недоумения, возникавшие в церкви касательно таинств, обрядов и т.п.; вершил суд над всеми, обвиняемыми в преступлениях против веры и Церкви, еретиками, раскольниками, отступниками от веры и т.п., а клириков судил даже по гражданским делам; виновных, как мирян, так и клириков, подвергал наказаниям.
Вообще, хартофилакс, кроме рукоположения, делал все то, что должен был делать патриарх в своей епархии, по званию епископа». Об этом и многом другом из устройства Церкви можно узнать из книги Николая Дмитриевича Тальберга. История Церкви. Часть 1, найти которую можно на православном портале -
Православие и современность. Информационно-аналитический портал. Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Православие и современность. Электронная библиотека. http:|www.eparhia-saratov.ru|index.htm|
Римское право являлось правом писаным, а приоритетными у латинян считались письменные доказательства. Поэтому юридическая сторона гражданского оборота требовала, в первую очередь, облачения правовых актов в письменную форму. Для чего необходимы стали писцы. С ростом имущественного оборота востребованность профессии писарей (писцов) только нарастала. Предвестниками табеллионального нотариата в Древнем Риме были именно писцы. В их обязанности входило не только составление разного рода посланий и прошений, но и составление различных сделок. Было две категории писцов: состоявшие на государственной службе (зсп'Ьае) и на содержании частных лиц (ехсерtores еt notarii). Писцами, состоявшими на службе частных лиц, были, как правило, работающие по найму, вольноотпущенные и рабы. Они исполняли писарские функции по усмотрению своего хозяина. Однако писцы еще не юристы. Когда же римский писец стал юристом, когда же писец стал протонотариусом? Ответ - в особой категории свободных граждан. Существовала третья, особая категория лиц, занятых оформлением правовых документов и материалов. Это - табеллионы. Они были свободными людьми, не состоявшими на службе государства и частных лиц. Табеллионы занимались составлением для всех желающих юридических актов и судебных бумаг - за вознаграждение и под контролем государства. Свои функции они могли отправлять только в конторах. Акты составлялись на гербовой бумаге из папируса, подписывались сторонами и свидетелями, удостоверялись подписью табеллиона, после чего опечатывались. Для придания документу, составленному табеллионом, характера публичного акта его необходимо было внести в судебный протокол, после чего спор о подлинности этого акта становился невозможным. Табеллионом мог стать свободный римский гражданин, обладающий правовыми знаниями, принятый в корпорацию табеллионов и утвержденный в должности префектом города. Таким образом, именно табеллионы стали отцами-основателями, родоначальниками нотариата.
В то время как в области светской правовой жизни развивается учреждение табеллионата, в области христианской церкви возникает тождественное учреждение -нотариат. Развитие нотариата идет гораздо интенсивнее и гораздо ранее светского церковный нотариат достигает своего бюрократического устройства, заимствованного по образцу кесарийских канцелярий. Иерархическое положение нотариусов и их представителей столь же высоко в церковной сфере, как императорских в светской. Нотариат был организован как учреждение для нужд церковного управления, но вскоре церковь выводит его в область светской жизни, и назначает нотариусов для мирян, для разрешения дел, не касающихся церковной сферы. Впоследствии, в светской области нотариат окончательно устанавливается в качестве должности, авторизируемой верховной властью государства, лишь в половине XI века, в церковной сфере это совершилось в половине VIII века и, таким образом, церковный нотариат на три века опередил развитие светского.
Когда впервые является церковный нотариат? В книге Н.Ляпидевского «История нотариата» читаем « Некоторые историографы ... ведут начало его от евангелистов, на которых смотрят как на первых представителей нотариального института. По преданию почти общепринятому Климент, епископ римский, назначил по одному нотариусу для каждого из семи округов, на которые был разделен Рим, для ведения актов о мучениках. Это предание вносит Бароний на страницы своей летописи... Как бы то ни было, в римской ли церкви явился первоначальный нотариат, или в другой какой-либо востока или запада, следы его слишком ясны в конце второго и в начале третьего века, как это видно из сочинений Тертуллиана и Киприана. Нотариусы присутствуют при епископах во время беседы с народом и записываются ими стенографически. В эпоху гонений они тем же способом записывают все, что говорили мученики и исповедники веры перед своими судьями, и передают это в назидание верующим. На соборе 681 г., являются нотарии — Агафон, чтец константинопольский, Феодор, диакон и первенствующий из нотариев апостольской церкви, и Константин, архидиакон константинопольский и первенствующий из нотариев...
Блаженный Августин предостерегает народ следующими словами: « Церковные нотариусы записывают все, что мы говорим, и все что вы говорите; ни моя речь, ни ваши восклицания не пропадут бесследно, ибо вносятся в церковные акты».... В нотариусы избирались люди не только специально знакомые со стенографическим искусством..., но и отличавшимися особыми нравственными качествами и образованием. На сколько высоко было их положение в церковной иерархии, видно из того, что из среды их...избирались не только в епископы, но и в папы. Так Юлиан нотариус эфесской церкви был избран в епископы, как видно из актов халкедонского собора, а Лев, нотариус латеранской церкви в папы. ... Находившиеся в пределах известной церкви, распределенные представителями ее администрации, все они образовывали из себя корпорацию». Если в восточной церкви представители корпорации нотариусов принадлежали исключительно к клиру, (это были пресвитеры или диаконы) то в западной церкви представители нотариальных корпораций избирались из светских людей. Подробности корпоративного устройства нотариусов церкви неизвестны. В XIII веке новопоставленный церковный нотариус должен был пройти обряд, дать присягу при вступлении в должность, после чего папа вручал ему перо с напутственными словами. Нотариусы подразделялись на нотариусов высшего ранга и низшего. Первые составляли акты соборов, зачитывали во время заседаний различные документы, Например, на Ефесском вселенском соборе Петр, пресвитер Александрийский нотариус «первого класса» « объявив о причине созвания собора, просил дозволить прочесть ему послание императора и сам читал его; он читал так же Символ Веры и послание папы на греческом языке, которые Сериций, нотариус римской церкви... читал на латинском. Частные сообщения были читаны простыми нотариусами»( Н. Ляпидевский. История нотариата. Том 1. М. 1875.) Необходимо несколько слов сказать и о других документах, выходивших из-под пера церковных нотариев. Представители корпорации должны были составлять акты отпущения рабов на волю, совершавшегося в церкви. Кроме того, они писали контракты, заключаемые представителями различных церковных учреждений, монастырей, странноприимных домов и др. от имени последних. Некоторые документы, как, например, дарственные в пользу церкви, для сообщения им публичного значения церковные нотариусы представляли в судебные учреждения. Что касается формальной стороны документов, писались они в форме, которая употреблялась в светских судах, то есть в подробнейшем изложении всего происходившего. В документах указывалось время его написания с указанием на царствующего императора, указывалось имя лица, от которого он исходит, далее следовало изложение содержания и в конце стояло имя нотариуса, писавшего документ. Однако, как уже было сказано, церковь расширила практическое значение, созданного ею нотариата и стала постоянно выводить его в область светской жизни, выделяя в значительном количестве «нотариусов для мирян». Когда впервые явилось назначение нотариусов для светской жизни, по мнению некоторых историков, установить довольно трудно. Однако, как указывает в своем замечательном труде об истории нотариата Н. Ляпидевский « В сохранившихся до нас документах церковные нотариусы для мирян появляются с конца седьмого столетия. Одной из главнейших причин этого учреждения, по его мнению, был всеобщий упадок образования под влиянием господства варваров, а так же другие условия социального свойства. В актах, совершенных нотариусами, по мнению Ляпидевского, особенно до конца одиннадцатого века, встречается порядок установленный нормами римского права.
Но вернемся к тем, кого византийские юристы и, особенно, нотариии считали своими покровителями. 25 октября (7-го ноября) 355 года оставили юдоль земную и предстали перед Престолом Божьим, святые мученики Маркиан и Мортирий. Из жития Димитрия Ростовского известно, что служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, Патриарха Павла Исповедника. Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Нечестивцы пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, богатые имения, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны. Тогда они пригрозили опорочить святых перед императором, запугивали пытками и смертью. Но Маркиан и Мартирий твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Перед смертью мученики вознесли к Господу горячую молитву: «Господи Боже, Ты создал невидимо сердца наши, Ты устраиваешь все дела наши, прими с миром души рабов Твоих, ибо мы умираем за Тебя, как овечки на заклании, мы радуемся, что такой смертью уходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни». После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под меч нечестивых. Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы. Так исполнили свое правовое служение закону земному и с не меньшей стойкостью и мужеством послужили и правде закона Божия, чем показали нам то, что государственное право и государственный закон воспитывают в нас мужество и силу служить правде и закону Христову. В главе 23 Евангелия от Матфея сказано: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд; милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять...» Блаженный Феофилакт в своем толковании отвечает на вопрос «в чем состоит суд ?»: « Ничего не делать несправедливо и нерассудительно, но все со справедливым рассуждением и беспристрастием. За таким судом следует немедленно милость, ибо человек, делающий все со справедливым рассуждением, знает кого нужно и миловать. А за милосердием следует вера, ибо милосердный человек всегда верует, что он ничего не потеряет, но все получит во время воздаяния». Закон есть тоже путеводитель к истине, а, следовательно, и к Богу. Это и понятно, ведь Правда, Истина - это одно из имен Божьих: Аз есмь Путь и Истина и Жизнь. Именно поэтому святая Церковь высоко чтит право и освящает служение закону и истине. Уже Сам Господь в Евангелии постоянно использует правовые образы для выражения тайны нашего спасения и Божественного домостроительства. Читая Евангелие, мы постоянно видим многие правовые образы - например, такие как купля-продажа, наследование, договор займа, прощение должников, доверительное управление, разрешение гражданских споров и судебные процедуры. Например, вот один из данных евангельских образов (см. Лк.гл.12): «Некто из народа сказал Ему: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мной наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил меня судить или делить вас? При этом сказал им: берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Являясь Судией, Господь отсылает от себя того, кто просил Его распоряжения о разделе отцовского наследия « чтобы научить нас, как мало должно радеть о житейском и заниматься земным». Это толкование блаженного Феофилакта Архиепископа Болгарского.
С правовой точки зрения земную жизнь человека можно представить как некую последовательность юридических фактов. Это наглядно демонстрирует в своей книге «67лет и 4 дня» французский журналист и писатель Жак Латте: « Пожалуй, единственным верным источником сведений о моей жизни будет лишь папка с документами. Открываем паспорт. Вот и я... Родился - свидетельство рождении, вот пошел в детский сад - справка из органов опеки, а вот развелись мои родители, вот мой первый автомобиль, вот второй, а вот умер мой отец, вот же она справка о наследовании его дома, здесь женитьба, тут дета, в заграничном паспорте розоватыми печатями отмечены обе поездки в США к тетушке. А потом будет и мое свидетельство о смерти и завещание. Вся жизнь с юридической точки зрения». Человек, совершая сделки - одну за другой, постепенно подходит к своей главной сделке - самой последней, которая и передаст накопленное духовное богатство или же его отсутствие Тому, Кто дал нам все вокруг, включая и саму нашу жизнь. Правда Божья живет вовек, а ложные цели порождают тленное богатство и изоржавевшее золото (Иак.), которое похищается и в конечном итоге особой пользы человеку не принесет. Алчущие и жаждущие Правды насытятся ей (Мф.) и наследуют вечное блаженство, уготованное любящим Бога.
Простые и понятные для всех людей, правовые образы заключают в себе ясные и глубокие истины. Многие святые отцы и учители Церкви, начиная с Тертуллиана (II в) и св. Киприана Карфагенского (III в), были известными юристами и также возвещали нам, что закон земной в своей сущности есть Божественное установление и земной образ закона Божьего.
Молитвами свв. мучеников Мартиана и Мартирия да подаст Господь и нынешним служителям закона всякую помощь самоотверженно трудиться над письмоводством и делопроизводством, а так же в стяжании добродетелей и следовании вместе с земным законом - закону и Истине Божьей.

Виталий Николаевич Анев (к.ю.н.), Екатерина Викторовна Маслова.


Источник:
Категория: Всё о палате | Добавил: EVSha | Автор:
Просмотров: 2729 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
 
Вход
Логин:
Пароль:

Поиск

Полезные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
EVSha

| © Нотариальная палата Волгоградской области, 2009 - 2024 |

| Главная | Нотариусы Волгоградской области | Администратор | О сайте |